22:03 Географические познания подростков о России весьма разрознены |
К такому выводу мы пришли после
проведенного исследования в одном из образовательных учреждений Краснодара. Мы попытались выяснить, есть ли какая-то
основа в знаниях учащихся о географии России. Предположительно, эта основа –
какие-то известные места на карте нашего государства (Москва, Сибирь и т.п.).
Подростки должны использовать их для описания России. Выражаясь научным языком, задумка
заключалась в подтверждении того, что основа географических знаний о России –
это названия выдающихся географических объектов, которые наиболее часто
употребляют подростки. Однако оказалось, что это не совсем так. Согласовав свои действия с учителем
географии и администрацией учебного заведения, мы предложили учащимся 8-х
классов выполнить несколько заданий на уроке географии: 1) нарисовать, как им хочется, карту
России с подписями объектов (пример такой карты на (Рис. 1)); Рис.1 2) предположить, через какие места проходит
маршрут Москва-Владивосток; описать любой маршрут следования по России; написать
место в России, где хотелось бы побывать; 3) перечислить места в России, где учащийся
был. По идее, в этих трех заданиях должны
были встречаться названия одних и тех же городов, гор, регионов. Однако мы
увидели совсем иную картину. Оказалось, что число географических
объектов, повторяющихся во всех трех заданиях, весьма мало – менее 7% от общего
количества! Учащиеся при выполнении заданий писали названия разных
географических объектов. Очень интересен тот факт, что максимальное количество повторяющихся географических объектов наблюдалось у тех подростков, которые имели «отлично» по географии в двух предшествующих исследованию учебных четвертях. Получается, что знание или незнание известных мест в России – еще не всё для полноценного знания учащимися родной страны. У 25% восьмиклассников одним из общих мест в России явился либо родной город, либо Краснодар, где они живут и учатся. Из этого следует, что личный опыт пребывания подростков в том или ином месте на бóльших основаниях может претендовать на основу их знаний о России, чем просто знание этих мест, пусть даже исторических. Автор: Литвин А.В., магистрант, г. Краснодар |
|
Всего комментариев: 0 | |